Сайт предназначен способствовать систематизации работы различных структур поддержки малого и среднего бизнеса, в
частности поддержки молодежи, связывающей свое будущее с предпринимательской
деятельностью в различных областях. Смена социально-экономических формаций в России, которая идет с 1985 года, поставила
перед населением страны, всеми отраслями народного хозяйства, включая и сферу
образования, специфические и сложные задачи.
Важнейшими из них
являются:
- вовлечение молодежь в
предпринимательство;
- сохранение
национального самосознания;
- возрождение жизненного
уклада, присущего народам государства-лидера;
- построение
соответствующей системы хозяйствования.
Начиная разговор о
предпринимательской подготовке в современной действительности, необходимо обозначить
культурную традицию, которой мы будем придерживаться в своих
размышлениях, и зафиксировать позицию, с которой будет вестись
работа.
Источники
Приведем источники,
где в разное историческое время фиксировались основополагающие принципы
ведения хозяйства, предпринимательской деятельности в России.
Как указывают
Е.А.Бельтюкова и О.И.Крупейченко, «…сохранившиеся исторические архивы
свидетельствуют, что уже в VIII – IX веках русское предпринимательство
существовало – новгородская торговля «из варяг в греки», колонизация русского
Севера и азиатских территорий служат тому достаточным доказательством» [Бельтюкова
Е.А. и Крупейченко О.И. Листая старые страницы: предпринимательская
мысль в работах первых русских ученых-экономистов// Машиностроитель, №3, 1996].
Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин
Развитию российского
предпринимательства способствовали проводимые в XVII – XVIII веках
экономические реформы, стимулировавшие образование общероссийского рынка и
становление мануфактурного производства.
Практически первым
русским экономистом-теоретиком, уделявшим большое внимание и вопросам развития
предпринимательства в России, явился Афанасий Лаврентьевич
Ордин-Нащокин (1605 – 1680 гг.). К сожалению, он не оставил
специальных экономических работ, но в его письмах и доношениях к царю много
интересных предпринимательских инициатив.
Иван Тихонович
Посошков
Наиболее яркий след в
истории русского предпринимательства того времени принадлежит другому видному
публицисту и экономисту эпохи Петра I – Ивану Тихоновичу Посошкову (1652
– 1726 гг.). «Книга о скудости и богатстве» – главный труд
всей жизни И. Т. Посошкова – долгое время была закрыта для широкого изучения
«дабы ... не произвела слишком много эффекта и не была растолкована криво ...
», так как содержала много новаторских идей, не соответствовавших своему
времени.
Александр Паникин,
Юрий Михайлович Осипов
Описание практики
возрождения предпринимательства в современной России посвящены работы
основателя фирмы «Панинтер» ныне покойного Александра Паникина.
Теоретически основы хозяйства представлены в трудах другого нашего современника
– Юрия Михайловича Осипова. В частности – в трехтомнике «Философия
хозяйства» и серии одноименных сборников.
Никита Глебович
Алексеев .
Член-корреспондент
РАО, доктор психологических наук основоположник рефлексивного мышления, в частности у предпринимателей. Он ввел
многие современные понятия и схемы в современную отечественную методологическую
традицию
Важная составляющая
трансформации общества
Важной составляющей
трансформации российского общества в общество с рыночной экономикой является
процесс формирования и становления отечественной системы экономической и
предпринимательской подготовки молодежи.
Анализ запросов
подростков и молодежи в области профессионального самоопределения
свидетельствует о растущем интересе к специальностям экономического профиля, в
том числе - требующим предпринимательской подготовки.
Предпринимательская
подготовка невозможна без реальных дел, без включения молодежи в
процессы проектирования, планирования деятельности, управления собственным
делом. На практике все сводится зачастую к теоретическим занятиям.
В условиях
неопределенности
Ситуация
нестабильности и неопределенности требует от населения и в первую очередь от
молодежи, вступающей в жизнь,
во-первых, - способности профессионально
самоопределяться и осуществлять жизнедеятельность в условиях
неопределенности,
во-вторых - способности проводить
объективный анализ динамично меняющейся социо-культурной и экономической
ситуации в стране,
в-третьих - осуществлять
проектно-практическую деятельность, направленную на формирование новых
источников ресурсов (финансово-экономических, организационно-управленческих и
иных).
Две линии
предпринимательской подготовки
Можно говорить о
двух линиях предпринимательской подготовки молодежи:
Первая линия
касается всех без
исключения и направлена на развитие их способностей, знаний, умений и навыков
проектно-практической деятельности, направленной на формирование
«предпринимательского образа жизни» и получение в качестве результата прибыли в
виде новых знаний, возможностей и др.
Вторая линия
является линией
подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской
деятельностью в областях промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы,
масс-медиа, банковского дела и др. и формирующих новые источники ресурсов с
целью получения прибыли финансово-экономического или материального свойства.
|